Ещё не так давно этот аксессуар был неотъемлемым атрибутом гардероба любой модницы, а сегодня его можно встретить лишь на подиумах и в музеях. Да и каждый ли знает в наше время, что такое муфта?

Словари дают на эту тему довольно сухое определение — «пустотелый цилиндр из меха или тёплой ткани, внутрь которой прячут руки, вставляя в боковые отверстия». Но если бы мы имели возможность задать этот вопрос современницам наших бабушек, мы бы услышали, что муфта — или муфточка, как их ласково называли дамы во все времена — это чуть ли не главная деталь костюма любой женщины, неравнодушной к красивым вещицам и восхищённым взглядам.

Конечно, лингвисты и историки не врут: муфта — это действительно всего лишь полоска материи, свёрнутая в трубу и прошитая по краю. Но стоит только открыть модный журнал столетней давности, и Вы будете поражены разнообразием моделей этого изящного аксессуара.

Европейская мода XVI века предписывала рукавам платьев иметь на концах широкие раструбы. В Венеции, знаменитой не только своей архитектурой, но и не самым благоприятным климатом, прогуливавшиеся по набережным дамы вечером были вынуждены прятать руки от холода, соединяя в этих раструбах ладони. Неизвестно, кому именно из местных портных пришло в голову сшить полоску ткани и подвесить её на шнурок, но новое изобретение быстро стало пользоваться огромной популярностью среди представителей обоих полов.

Для выполнения главной функции — согревания рук — муфта изнутри утеплялась мехом, но так, чтобы он обязательно был виден по краям, ведь восхищённые взгляды прохожих доставляют модникам не меньше наслаждения, чем само обладание вещью. Ткань лицевой стороны муфты украшалась вышивкой и кружевом. Представители аристократии заказывали муфты к каждому костюму, изготовленные из такой же ткани и выдержанные в стиле всего наряда. Существовали даже траурные муфты, которые шились из чёрного крепа.

Простые горожанки, не имевшие средств на покупку мехового аксессуара, носили муфты из бархата, утеплённые шерстью, пером или паклей. Лицевая сторона украшалась розеткой из ленточек, которую старались украсить как можно дороже — золотыми и серебряными нитями, жемчугом, драгоценными камнями. Таким образом женщины могли продемонстрировать своё богатство, буквально неся его на руках прямо перед собой.

Среди мужчин модно было носить большую муфту, прикреплённую к талии — через золотое или серебряное кольцо, пришитое в центре, продевали пояс из шёлковой тесьмы, который затем застёгивали на пряжку на левом боку. При этом мужские аксессуары не отличались от женских ни размером, ни сдержанностью — на них так же в обилии присутствовали ленты и кружева. Недолгое время были популярны также муфты из шкур экзотических животных — пантеры или тигра.

В России, где изобилие пушнины делало мех более доступным, обладатели муфт старались украсить их как можно более затейливо — разнообразной вышивкой, тесьмой, камнями, пайетками. Сторона, выставленная на обозрение, и сторона, прилегающая к телу, всегда различались — для оборота использовались менее привлекательные части звериной шкурки, а для опушки по краям, как правило, использовался мех ещё более высокого сорта. Несмотря на относительную дешевизну, например, белки или овчины, среди людей низших сословий муфты большой популярностью не пользовались, так как им удобнее было по старинке прятать руки в рукава или носить более практичные рукавицы.

Изменчивая и капризная, мода XVIII столетия сделала муфту необходимой для женщин — рукава платьев закрывали руки только на одну треть, и ни мантильи, ни митенки не могли их согреть. В Европе приобрели популярность пышные муфты из птичьих перьев, например, страусиных и лебяжьих. Поскольку украсить такую муфту вышивкой было проблематично, на лицевую сторону помещались изящные медальоны с изображением галантных сцен. В конце столетия муфты достигали поистине огромных размеров — расположенные на уровне груди, они могли спускаться до самых колен. В качестве материала особенно приветствовались меха с длинным ворсом, визуально делавшие такую муфту ещё больше. Их носили и женщины, и мужчины, и дети при любой возможности, даже дома. Газеты и журналы того времени полны карикатур на тему этого повального увлечения, закончившегося так же внезапно, как оно возникло.

По мере того, как мужской костюм становился всё строже, муфта постепенно была вытеснена из гардероба джентльменов и стала исключительно дамским аксессуаром. Насыщенный ритм сегодняшней жизни заставляет отдавать предпочтение более практичным перчаткам и варежкам, которые можно одеть на бегу и быстро убрать в карман, когда в них нет необходимости. Яркие муфточки из синтетических материалов иногда встречаются на прилавках магазинов, а в женских журналах по шитью и рукоделию публикуются инструкции для самостоятельного изготовления этой милой вещицы. Попробуйте разнообразить свой зимний гардероб этой экстравагантной деталью, и у Вас появится ещё один маленький, но приятный повод встречать холода с радостью.